Agile – это только для разработки ПО?
- У нас узкая специализация. Один пришивает карман, один - проймочку, я лично пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть?
- Нет! Пришиты насмерть, не оторвёшь! Кто сшил костюм? Кто вместо штанов мне рукава пришил? Кто вместо рукавов мне штаны пришпандорил? Кто это сделал?
Разработка широко использует Agile-подходы. Они позволяют повысить производительность, скорость изменений и принятия решений и как результат — как можно раньше вывести на рынок востребованный цифровой продукт и начать получить прибыль. Однако локальные улучшения не приносят роста прибыли компании, как не влияют на стоимость рубашки количество пришитых на нее пуговиц. Поэтому возникает потребность в повышении эффективности работы всех служб, связанных с созданием и доставкой ПО, а сюда входят и маркетинг, и продажи, и поддержка. Иными словами, требуется переход от гибкой разработки к гибкости бизнеса. И этот процесс уже начался, причем наиболее ярко в маркетинге.
Ежегодный отчет State of Agile Marketing 2022 показывает, что соотношение традиционного и Agile-маркетинга примерно одинаково. Под традиционным подходом в отчете подразумевалось долгосрочное планирование с большим количеством деталей и точное следование плану, под Agile-маркетингом — использование ежедневных совещаний, бэклога, канбана, работу по спринтам и наличие гибких и часто меняемых планов. Ad hoc-маркетингу отдают предпочтение 15% респондентов: они не строят долгосрочных планов и не имеют четко определенного процесса для управления поступающей работой.
С чего компании начинают путь к гибкости бизнеса?
Компании могут потратить значительное время и ресурсы на создание собственной методологии. А могут использовать проверенный опытом, уже разработанный современный фреймворк, такой как scaled agile framework или SAFe, например.
Согласно этому фреймворку, для достижения гибкости бизнеса компании должны сделать 3 шага.
Сначала все службы знакомятся с Agile-манифестом и Lean-Agile-мышлением и принимают их идеи. Это формирует универсальную систему ценностей и создает основу для взаимодействия команд.
Следующим шагом команды, отвечающие за маркетинг и продажи, встраиваются в команду команд разработчиков — Agile Release Train, которая постепенно разрабатывает, поставляет и поддерживает цифровые решения в потоке создания ценности. Маркетинговые команды могут также формировать отдельную суперкоманду — отдельный поезд — и предоставлять общие услуги всем поездам разработчиков через координированные бэклоги. Общий взгляд на работу, общие ценности, общий ритм и точки синхронизации помогают командам быстро и предсказуемо выполнять работу с более высоким качеством.
Третьим шагом бизнес-команды делают Agile персонализированным — развивают собственную специализацию принципов и практик Lean и Agile. Многие бизнес-процессы установились в эпоху, когда Agile не существовал. Такие процессы противоречат созданию ценности небольшими партиями и частым изменениям. Работа в одной команде с разработчиками помогает таким командам развивать эти бизнес-процессы и находить способ интегрировать их в общий поток создания ценности на пользу всей компании. Для маркетинга, например, уже предлагается свой Agile-манифест.
Манифест Agile-маркетинга
Мы открываем лучшие способы создания ценности для наших клиентов и наших организаций с помощью новых подходов к маркетингу. Благодаря этой работе мы пришли к тому, что следует ценить:
- проверенное обучение, а не мнения и условности;
- сотрудничество, ориентированное на клиента, а не замкнутость и иерархию;
- адаптивные и итеративные кампании, а не big bang кампании;
- процесс изучения клиентов, а не статичное прогнозирование;
- гибкое, а не жесткое планирование;
- реагирование на изменения, а не следование плану;
- множество небольших экспериментов, а не нескольких крупных зафиксированных задач.
Какие Agile-подходы уже используются в не-разработке?
Для визуализации, определения приоритетов и обмена информацией большинство маркетинговых Agile-команд используют комбинацию Agile-подходов: Scrum, Kanban или гибридные методы.
Из Scrum маркетинг заимствовал короткие итерации, обычно продолжительностью в две недели, формулировку задач в виде пользовательских историй, командный бэклог для визуалиации и определения приоритетов работы, командное планирование на каждую итерацию, ежедневное совещание для обмена информацией о работе, демонстрацию выполненной работы и ретроспективу в конце каждой итерации.
Из масштабированного Scrum — единый ритм с другими командами, что помогает согласовывать работы.
Kanban помогает маркетологам визуализировать рабочий процесс и управлять объемом задач в работе (WIP). Доски Канбан помогают командам выявлять узкие места, визуализируя, как долго та или иная история находится в том или ином состоянии. Цифры в верхней части доски Канбан указывают на WIP-лимит или сколько задач может находиться в том или ином состоянии для того, чтобы не было очередей.
Рисунок ниже показывает упрощенную Канбан-доску маркетинговой команды, связанную с запуском нового продукта. Каждая кампания представлена одной карточкой и проходит свой путь от подготовки рекламного сообщения, его оформления, тестирования до запуска кампании. Канбан позволяет ограничивать объем работ с учетом фактической возможности команды и выявляет узкие места. Лимиты WIP в скобках контролируют количество задач в работе.
Что получает менеджмент в результате внедрения Agile в масштабе всей компании?
Руководителям гораздо проще было принимать решения раньше, когда мир был стабильным и предсказуемым. В начале XX века можно было спокойно планировать на длительный срок: открыть новые угольные шахты или начать продажи Форда Модели Т в новых регионах. Быстрое развитие технологий и рост связанности мира сделали долгосрочное планирование бессмысленным. Однако полностью отказаться от какого-либо планирования невозможно, потому что в противной случае работа будет строиться в аварийном, авральном режиме, что создаст чрезмерную нагрузку на менеджмент.
Компании могут тратить значительное время и ресурсы на адаптацию к изменившимся условиям, каждый раз изобретать велосипед. А могут использовать готовый современный бизнес-инструментарий - Agile-планирование. Поэтому быстрорастущие компании используют для планирования практики Agile, которые позволяют сохранять стратегическое видение с корректировкой под ближайшую перспективу.
Несколько лет назад Agile ассоциировался исключительно с разработкой ПО, но сейчас скорость изменений требуется и в других отраслях — маркетинге, продажах, финансах, HR — поэтому гибкость бизнеса становится необходимостью. Хотя, как говорил Э. Деминг, «Вы можете не изменяться. Выживание не является обязанностью».